Литература Азии
Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век


Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели



Читальный зал

Литература Древнего Ирана. Книга Зороастризма

Бесконечные территории Средней и Передней Азии, в древности населяли Иранские племена. Их потомками являются персы, курды, афганцы, таджики и прочие народности и проживают они в тех местах, по сей день. Зороастризм – изначальная религия древних иранцев, которая получила свое название исходя из имени пророка Заратуштры, который проживал где-то в промежутке X и VI веками до нашей эры. Греки, пророка называли Зороастром. Зороастризм и по сей день находит своих приверженцев в Индии и Иране. Наследие культурных ценностей древних иранцев сохранилось в священном писании – Авесте. Авеста не является исключительно единственным произведением – это сборник различных памятников разных жанров и временных периодов, содержащий в себя обобщенное литературное понятие, идентичное Библии.

Слово Авеста имеет достаточно разноречивые данные, относительно своего происхождения. Оно переводится и как – «название», и как основание, имеется в виду основной текст. До нашего времени дошло содержание Авесты, содержащее довольно внушительное количество загадок. Остается неясным его точное время «издания». Внушительное большинство представителей ученого мира считают, что памятник очень древний, при этом относя некоторые его фрагменты к началу 1-го тысячелетия до нашей эры. Другие пытаются опровергнуть подобные домыслы, утверждая, что Авеста нашла свое начало на тысячу лет позже, то есть, датируют ее появление началом новой эры.

Останки дворца в Персеполе VI-V веков до нашей эры.

Естественным является тот факт, что до наших дней дошел не цельный текст Авесты, а только подобие изложения древнейшего памятника литературного наследия, составленного жрецами зороастрийцами. Сохранившийся объем составляет по предположениям не более одной четверти от изначального объема.

Жрецами сохранялись исключительно те фрагменты, в которых имелась необходимость при совершении ритуалов: Обрядовые запреты и наставления, формулы молитв, перечни божеств, а вот что касается повествующих и лирических компонентов, то они значительно пострадали. Исходя из этого, множество фрагментов восстанавливалось исходя из намеков и смутных образов.

Предположительно, Авеста состоит из пяти составляющих: Вендидад, он же Видевдат – «кодекс анти демоновый» – единственное издание, полностью сохранившееся до нашего времени; Висперед – «О Высших»; Ясна – моление, ритуал; Яшт - Восхваления, гимны; Авеста малая.Малая Авеста и Висперед с точки зрения литературы представляют незначительный интерес, являясь главным образом собранием предписаний, связанных с ритуалами, а также отдаленный аналог сокращенного молитвослова.

Те тексты, которые находят свое непосредственное участие в Авесте, выходили в свет несколько сотен лет тому назад и описания мира в них довольно разноречивы. Между тем, что также находит определенную идентичность с Библией, они способствуют разработке однородного отношения к религии.

Рассмотрим основополагающие тенденции зороастрийского вероисповедания. В писаниях находят место два основных начала, два божества: тёмный – Друдж (Ложь) и светлый Ахура-Мазда (Всеведующий Владыка. Далее дух был переименован в Анхра-Майнью. Мир это арена на которой происходит борьба между злом и добром. Всё что можно отнести к добрым и светлым чувствам, все прекрасное и полезное – дело Ахура-Мазды. Всё то, что относится ко злу, уродливость, вредность – несомненно имеет отношение к Анхра-Майнью. Такое участие к происходящей борьбе между злыми и добрыми силами, является отличительной особенностью зороастризма из прочих языческих верований Древнего Востока.

В своей основе, боги языческих вероисповеданий не имеют разделений по нравственным характеристикам. Они могут одновременно являться похотливыми и неразборчивыми в справедливости, мстительными и недобрыми, но ведь у них немереная сила, что несомненно возводит их в ранг Божеств.

Зороастризм несколько иначе трактует подобные моменты. Ахура-Мазда, требует поклонения совсем не за его силу, а за его благие побуждения, нравы и мудрость. Анхра-Манья также является могучим, но поклонение ему приравнивается к злу и мерзости. Исходя из подобных характеристик, зороастризм имеет большее сходство с нынешним религиозным представлением, нежели культы Вавилона или же Египта.

Стоит отметить, что кардинальное разделение мирового пространства на зло и добро, черное и белое, уверенность в доступности имеющейся истины – является порождением нетерпимости. Зороастризм воспринимает чужую веру как непосредственное поклонение демонологии, следовательно, с подобным явлением необходимо осуществлять борьбу, тут не имеется запретов на применение оружия. Война на духовном уровне, без особых проблем превращается в войну земного происхождения: «Не стоит слушать почитателей лжи, их необходимо повергать оружием, так как они предполагают внесение смуты, нужды и гибели дому, стране, области и общине».



Следующая страница: Персидская литература

    • Главная   • География   • Персия   • Авеста. Книга Зороастризма  
    © Литература Азии, 2008-2015        о проекте    карта сайта    что читаем