Литература Азии
Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век


Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели



Читальный зал

Биография Хафиза

Великий персидский поэт Хафиз (настоящее имя - Шамседдин Мохаммед) родился в 1325 году. В его поэзии был создан образ нового ренессансного человека, свободного с сильным личным началом, который способен, несмотря на все сюрпризы судьбы, сохранить свое стремление к счастью и человеческое достоинство.

Достоверных сведений о биографии Хафиза не так уж много. Известно, что родился он в городе Ширазе (современный Иран) в бедной семье. Учился в школе мактаб, в которой кроме религиозных дисциплин, изучал стихосложение. Всю свою жизнь Хафиз тянулся к знаниям. После окончания школы Шамседдин Мохаммед зарабатывал чтением Корана наизусть (этот профессиональный чтец в то время и назывался «хафизом»), а также богословием. После того, как он прославился величайшим мастером газели, прозвище «Хафиз» стало не только его псевдонимом, но нарицательным именем, которое означает народного поэта. Хафиз ни разу в жизни не покидал пределов Шираза, хотя у него было много предложений переехать в Индию и Багдад. Он так и умер в родном городе в 1389 году (по другим источникам – в 1390).

Поэтический сборник Хафиза «Диван» включает в себя 418 газелей, 41 рубаи, 29 кыта, пять крупных касыд и три месневи – «Саки-намеи», «Дикая лань» и «Моганни-наме». Несмотря на то, что Хафиз мастерски владел различными формами восточной поэзии, основной жанровой формой, прославившей имя Хафиза, стала газель. Такая форма восточного стихосложения, возникшая в X веке в Персии, состоит из 12 бейтов (двустиший) с единой рифмой. В поэзии Запада здесь напрашивается аналогия с сонетом – то же отсутствие сюжетной линии, главное – это лирическое настроение и интонация, которая выражает душевное состояние героя.

На первый взгляд, в его лирике преобладали традиционные для поэзии Персии темы любви, вина, восхваления великих личностей, мистического озарения, а также непознаваемость мира и жалобы на бренность. Но лирический герой поэта – это, в первую очередь, живой полнокровный человек, который одержим кипением страстей. Герой то духовидец и мистик, то аскет, то дебошир и забулдыга, нарушитель спокойствия, грубо обличающий власть имущих и духовенство.

Хафиз отлично использовал в своих газелях термины и образы суфийской поэзии, допускавшие возможность двойного толкования смысла – символического и реалистичного. В отличие от других суфийских поэтов, он призывал к уходу от несправедливой действительности не в мифические грезы, а в поиски неистового эгоцентрического наслаждения, которые вуалируют тираноборческие и бунтарские высказывания и мотивы.

Позия Хафиза стала популярной не только в Азии. Знакомство с его творческой деятельностью произвело огромное впечатление на Гете и вдохновило на создание «Западно-восточного дивана». В Таджикистане и Иране стихи Хафиза стали народными песнями. «Диван» на сегодняшний день – самая переиздаваемая книга классического наследия в персоязычных странах.

Гуманистическая направленность его газелей стала вызовом догмам ислама и отрешенности суфизма. Хафиз призывал людей служить своим любимым и близким, а не царю небесному и земному. Эта позиция до сих пор остается близкой ощущению современной жизни. Именно это и делает поэзию Хафиза популярной до сих пор.



Следующая страница: Шота Руставели

    • Главная   • Авторы и произведения   • Хафиз  
    © Литература Азии, 2008-2015        о проекте    карта сайта    что читаем