Литература Азии
Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век


Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели



Читальный зал

Древняя таджикская литература

Все современные литературоведы единогласно выделяют период 3-15 столетие ранним. В это время большинство произведений писалось на мертвом ныне языке пехлеви. Тогда была написано классическое произведение зороастризма «Авеста», множество описаний исторических династий, повествований о богатырях и многое другое.

Во второй период особо сильно ощущается влияние культуры арабских стран, которые завоевали в этот период территорию современного Таджикистана. В это время происходит становление и распространение нового тюркского языка – фарси. На карте страны можно выделить основные центры культуры: Герате, Самарканд, Бухара, Исфахан. Происходит формирование основных сюжетов и форм будущей классической литературы Персии. Авторы того периода вывели таджикскую культуру в число ведущих достижений всемирной культуры.

Хороший взаимообмен достижениями культуры между разными мусульманскими странами происходил в это время, так как происходило активная завоевательная компания, были открытые границы между странами, активисты культуры могли селится в любом месте. Благодаря этому к концу 15 столетия на территории Малой и Средней Азии сформировалось территория мусульманской культуры Персии, которая существенно отличалась от культуры других арабских стран.

В ранний период классической литературы в основном преобладали произведения авторов, пишущих на среднеперсидском. Упоминаются такие жанры, как сказания в эпической форме, прозаические, а также маленькие стихотворные формы. Наиболее известные из них «Хватай Намак», «Драхти Асурик», «Калилак и Димнак», «Ядгар Зареван» и многие другие.

Вторая половина VII века охарактеризовалось насильственной арабеизацией. В следующие 2 столетия большая часть литературных произведений создавалась только на арабском языке. Противостояние местных жителей выразилось в возникновении течения шуубизма. Его название произошло от арабского слова шу’уб, которое обозначает народы. Приверженцы этого течения отстаивали право на возрождение самобытных традиционных культур, которые были ранее на территории Таджикистана ранее. Хотя они и творили на арабском языке, но они привносили элементы древнеиранской культуры. Яркими представителями этого направления являются аль-Хурайми, Абу Нуваса. Уже к концу 9 столетия сформировался литературный вариант фарси, который в себя вобрал немного из арабского и немного из среднеиранского языков. Это стало толчком для создания совершенно новой литературы.



Следующая страница: Таджикский фольклор

    • Главная   • География   • Средняя Азия   • Древняя таджикская литература  
    © Литература Азии, 2008-2015        о проекте    карта сайта    что читаем