Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония |
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей |
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век |
Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели Читальный зал |
Древнеиранская литератураДревнеиранская письменность, содержавшая значительные элементы художественной литературы, в том числе поэзии, возникла при переходе от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Взросление самосознания отразилось уже в мифологии: мифы создавались не только о богах, но и о различных героях. Отсюда последовала и антроморфизация добрых божеств (таких как Ардвисура, Митра, Анахита, Ахура Мазда), а также широкое бытование мифов о героях, которые приносят людям блага цивилизации (таких как Йима, Гайа Мартан и другие), о кузнице, который побеждает дракона (аэни) Ажи-Дахаку. В то же время зародился и богатырский эпос. Самым высоким художественным достижением стал образ героя-богатыря, который борется против див (дэвов). Таким стал образ Рустама - центральным в героическом эпосе Ирана. Для домусульманской литературы характерны идеи справедливого царя, народного пастыря, крестьянская утопия, а также концепция человека, как богатырской, героической личности и как собрата самого бога. Также традиции этой литературы включают в себя проповедь человеколюбия, похвалу разуму, темы борьбы Добра со Злом и Тьмы со Светом, порицание лжи и зла, большую роль изреченного слова, а также воспевание пророческой миссии поэта. В литературе того времени выделяются циклы первоцарей и перволюдей (особенно о Гайе Мартане, Йиме, Кавайидах-Киянидах и др.), богатырский цикл (особенно о Рустаме), путешествия в горный мир, в рай и ад, исторические сюжеты, космогонические мифы, разгадки загадок, сказочные сюжеты животного цикла, бытовые и фантастические. В области жанровых форм можно отметить гимн-восхваление, элементы сатиры (насмешки, поношения), лирику скорби (поминальные заплачки); поэмы, богатырские сказания, дидактику (различные формы), пейзажные и прочие песни; басню, притчу и сказку; поговорки и афоризмы, своеобразный роман, вид тенсоны и развернутой загадки. А вот, например такой жанр, как любовная лирика, до наших дней не дошла. Для поэзии иранской литературы были характерны многозначность слова, символика, контрастность, метафоры и другие тропы; параллелизмы и симметричность, анафоры, повторы, рефрены, сравнения, риторические вопросы, дезинтеграция строк (смысловая несвязанность строк между собой), строфики (пятистишие, четверостишие, а также трехстишие), сочетание короткой и длинной строки, одиннадцатисложник, шести- и восьмисложник, силлабическая метрика с элементами тоники (связанной с ударением), цензура рифмоиды, а также включение имени автора и просьбы о награде в произведение. Древнеиранская литература в наше время представлена единственным памятником письменности, который включает литературно-художественные элементы - священной книгой зороастризма Авестой, написанной на одном из древнеиранских языков - авестийском. Следующая страница: Авеста. Книга Зороастризма
|
© Литература Азии, 2008-2015 о проекте карта сайта что читаем |