Литература Азии
Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век


Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели



Читальный зал

Японская гравюра XVIII-XIX веков

Несмотря на то что специальный Восточный отдел Эрмитажа был создан лишь в 192О году, в настоящее время «восточная» -коллекция разрослась с семи тысяч экспонатов, которые ранее были разбросаны по разным залам, до свыше ста пятидесяти тысяч.

Здесь самые ранние экспонаты — глиняные сосуды, найденные в Нубии во время экспедиции в 60-х годах нашего века. Статуи фараонов, в том числе Аменемхета III. Коптские ткани, византийские серебряные сосуды и иконы XI-ХП веков. Сосуды и ковры из Ирана, относящиеся к XVII веку. Коллекция турецкого оружия XV — XIX веков. Китайский фарфор, резные камни, китайские картины цветной тушью на бумаге. Ткани из Индии, шкатулки черного дерева, инкрустированные слоновой костью. Индийские булатные кинжалы и многочисленные миниатюры.

Но одно из чудесных сокровищ Эрмитажа - это коллекция японской гравюры XVIII-XIX веков, собранная С. П. Варшавским. Это 173 листа и 37 альбомов. В Эрмитаже в настоящее время хранится более 2 000 листов цветной японской гравюры.

Японские гравюры полихромные, что значит многоцветные. Когда-то цветная гравюра висела почти в каждом городском доме японца в качестве украшения жилища. Первые гравюры в Японии появились раньше, чем в Европе. До наших дней сохранились буддийские книги, отпечатанные с деревянных досок еще в XVII веке. В самостоятельный вид искусства японская гравюра превращается к концу XVII века.

Японская гравюра
Куниеси. Асахина Есихидэ ловит крокодилов. 1845—1846


Культура и искусство Японии — это особый мир, зачастую совершенно непонятный европейцу. Японские традиции и представления о красоте очень отличаются от европейских взглядов. В середине XVIII века почти вся городская культура Японии были сосредоточена в японской восточной столице — городе Эдо. Именно тогда достигает своего расцвета стиль поэзии хайку и новое изобразительное искусство «укиеэ», что значит «картины изменчивого лира». Предметом искусства стала самая обычная повседневная жизнь, а также развлечения и удовольствия горожан.

В XVII веке гравюра была монохромной - одноцветной, а черно-белый рисунок раскрашивали от руки сами художники или издатели гравюры. В XVIII веке появилась печать с двух — и трехцветных досок. Но настоящая цветная гравюра начинается с художника Судзуки Харунобу (1725-1770). Примерно в 1765 году этот художник стал печатать гравюры с семи-восьми досок. Подобные многоцветные гравюры в последующие 150 лет стали главным видом японского изобразительного искусства. В Японии живопись маслом на холсте практически не существовала.

Над японской гравюрой трудился не только художник, а еще и резчик, и печатник, которые были равноправными соавторами. Художник делал набросок тушью на прозрачной бумаге. Резчик переносил слегка влажный рисунок на доску продольного распила. Часто резчики досок специализировались в какой-то одной области. Кто-то изображал только людей, у другого резчика лучше получались пейзажи или животные, третий изготовлял одежды. После изготовления «ключевой доски» делались пробные оттиски, которые передавались художнику, чтобы он наметил раскраску или просто написал названия цветов рядом с каждой деталью изображения. Для каждого цвета вырезали отдельную доску с выпуклой меткой в верхнем левом углу, для точного совмещения цвета с контуром. Краски изготовлялись на рисовом клее или животном жире.

Влажный лист бумаги накладывали на доску и приглаживали специальной подушечкой, обтянутой плотной оболочкой ростка бамбука. Бумага для гравюры делалась из коры бумажного дерева и пропитывалась клеем из рисовой муки. Право издавать гравюры принадлежало не художникам, а издателям, именно они заказывали художникам сделать гравюры. Каждый лист непременно содержал иероглифические подписи с пояснением того, что изображено на гравюре, стихи или имена персонажей и подписи создателей гравюры. После иероглифа имени художника ставился иероглиф «картина», «кисть». А после имени резчика иероглиф «резьба». Последним на гравюрах стояло имя издателя.

Японская гравюра
Куниёси. Великое сражение между Минамото и Тайра. Около 1845.


Чаще всего на гравюрах изображались знаменитые красавицы, пейзажи, героические истории самурайских воинов, а также излюбленная борьба «сумо» и сцены из театральных спектаклей. Понятие о красоте в Японии очень отличалось от европейских взглядов. Женщин ценили очень изящных с беленым лицом и подведенными черной краской глазами. «Красота» японских воинов оценивалась по их агрессивности. А понять японский пейзаж — это целое искусство. Но пейзажи японской гравюры настолько поэтичны, наполнены покоем и тишиной, что можно лишь удивляться, как такое возможно передать в гравюре, где словно вырезан на деревянной доске сам воздух Древней Японии.


Текст: С.Истомин





Следующая страница: Нэцке - японская миниатюрная скульптура

    • Главная   • География   • Япония   • Японская гравюра XVIII-XIX веков  
    © Литература Азии, 2008-2015        о проекте    карта сайта    что читаем