Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония |
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей |
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век |
Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели Читальный зал |
Развитие поэтических стилей в древней ЯпонииСуществует всего одна луна, но ее отражений тысячи – в каждой капле росы, в каждом водоеме. Существует всего одно наибольшее переживание, но способов его выражения тысячи. Именно в древнеяпонской культуре огромное значение придавалось выражению переживаний души – с помощью пробуждающей живописной стихотворной метафоры или любовной лирики. У поэзии Японии зоркий взгляд и обостренный слух. Поэт видит, как между крыльев птиц, летящих в небе, проскользнул к земле белый иней, слышит шорох платья любимой, которую придется покинуть перед уходом в дальний путь. Большое значение в японской поэзии придается точному жесту: таящая на щеке снежинка, таинственный взгляд старика или прижатый к глазам рукав жены в час расставания. Традиционный стиль поэзии Древней Японии вырос из повседневной жизни, битв, празднеств, обрядов земледельцев, рыболовов, охотников, сил природы и культа предков. Все пространство жизни в то время было обожествлено. Богами считались сами злаки, деревья, озера, реки, горы и дороги в горах. Огромнейшая жизнерадостность, благое отношение к природе, как подательнице урожаев, плодов земли и морей – все это наполняло японскую поэзию. Такие свойства свойства унаследовала первая антология поэзии Японии «Манъесю». Эта антология поэзии стала самым ярким воплощением культуры в эпоху Нара (так называлосьто время в истории Японии – по имени первой столицы). «Манъесю» создавалось приблизительно несколько десятилетий 8 века. В «Манъесю» вошли 20 книг-свитков, которые содержали 4496 песен. Одни составлены в хронологическом порядке, в других – песни разных земель, в третьих – песни времен года. Здесь в сложнейшем единстве существуют больше четырех столетий развития японской поэзии – как считают многие историки, «Манъесю» содержит в себе песни с 5 по 8 века. Как раз в этом хронологическом порядке формируется заданный на столетия размер стиха и главные поэтические формы, которые зависят от количества стихов: «нагаута» – с неопределенным количеством пяти и семисложных стихов, «сэдока» - шестистишия, со схемой 5-7-7-5-7-7 слогов, и «танка» - пятистишия, построенные по схеме 5-7-5-7-7 слогов. Танка – это очень древняя форма стихосложения. Пять стихов, возможно, содержит в себе древнюю магию нечета, возможности которого опознаны чутьем народа. В конце 8 века наступила новая эпоха – столицей стал город Хэйан (современный Киото). В это время более ста лет в японской литературе владычествовала китайская поэзия. Но влияние «Манъесю» так и не снизилось, хотя ее создатели противопоставляли свою поэзию китайской. Хранителем национального духа стала «танка». Хотя следует заметить, что, например, тема «луны» в японскую поэзию пришла из китайской и стала в итоге одной из главных в классической лирике. Поэты 9 века подготовили новую антологию «Кокинсю», которая стала воплощением нового расцвета поэзии Древней Японии. Ее по приказу государя создал Комитет поэтов во главе с поэтом и ученым Кино Цураюки, ставшим одной из крупнейших фигур в японской культуре. «Кокинсю» - сборник старых и новых песен Японии, как и «Манъесю», состоит из 20 свитков. Предваряют его слова Цураюки о смысле поэзии Японии. «Танка» в то время стала не просто высоким искусством, а даже частью народного быта. Японцы очень любили поэтические состязания, которые назывались «утаавасэ». В тот период «танка» была универсальным способом высказывания, шуткой, любовным мадригалом и просто запиской, но настоящие поэты умели в привычные слова вдохнуть жизнь. Вершиной «танка» были признаны стихи Фудзивара Садаиэ, Сайге, а также трогательной и пленительной Сикиси Найсинно. Садаиэ стал главным составителем последней известной антологии танка «Синкокинсю». Многие «танка» поздней классической эпохи устойчивая цензура делила стихи на два полустишия – в два и три стиха. Во временем развился обычай сочинять стихи вдвоем. Позже к этим дву- и трехстишиям начали присоединять новые. Так появилась «рэнга». В 16 веке «рэнга» стала больше шутейной, иногда пародийной. «Ханкай рэнга» (шутейная рэнга) больше всего полюбили в кругах третьего сословия. Со временем первая строфа «рэнга» - первое трехстишие - «хокку», стала самостоятельной. По началу «хокку» было низким жанром. Лирический герой стихов хайкай были уличный остряк или балагур. В 17 веке странствующий монах Мацуо Басе явил свету новый стиль трехстишия – это было соединением лучших черт серьезной и шутейной «хокку». Многое он черпал из классики «танка». Странствующий поэт Сайге был для него как учитель в жизни и поэзии. Высокая человечность Ду Фу, мудрость Конфуция, парадоксальная мысль Чжуан Цзы нашли отклик в его творчестве. Мацуо Басе был дзэн-буддистом. И в целом можно сказать, что учение «Дзэн» в то время оказало очень большое влияние на искусство Японии. Согласно этому учению, правда может быть постигнута из-за некоего внешнего толчка, когда мир, вдруг начинает видится во всей обнаженности, а какая-либо деталь этого мира рождает момент постижения. Глубокая печаль расставания, любовь ко всему живому, вся земля со всем ее бытом, запертами и шутками – по сей день все это становится материалом для поэзии «хокку». Следующая страница: Японская гравюра XVIII-XIX веков
|
© Литература Азии, 2008-2015 о проекте карта сайта что читаем |