Персия и Иран Арабский мир Израиль Кавказ Средняя Азия Индия Пакистан Китай Тибет Корея Вьетнам Таиланд Япония |
Поэзия История, политика, война Философия и религия Художественная проза Фольклор и сказки Для детей |
Древние миры Средние века Новое время Двадцатый век |
Список авторов и произведений Абу-ль Аля МаарриАль-МутанаббиДжамиЕгишеЛао ЦзыОмар ХайамПремчандРабиндранат ТагорСаадиСунь ЦзыУвайсиХафизШота Руставели Читальный зал | Увайси (1780? - 1850?)Джахан-Атын Увайси (иногда в русскоязычной литературе записывается как Увайса, Уваси, Вайси) - творческий псевдоним Джахан-биби или Джахан-Атын, поэтессы из великого трио кокандской женской поэзии (кроме самой Увайси в него входят Надира и Махзуна). Увайси писала на чагатайском языке, прямом предшественнике современного узбекского и уйгурского языков. Увайси родилась около 1780 года в городе Маргилан, являющемся одним из трех крупных центров Ферганской области. В XVIII-XIX веке Маргилан входил в состав весьма Кокандского ханства, расположенного на территории современных Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии. Основным занятием жителей Маргилана было производство шёлковых тканей. Семья Увайси была образованной, родители уделяли внимание обучению дочери, от отца Увайси получила знания о светских науках, а также представление об особенностях составления рифм и стихосложения. Известно, что Увайси изучала творчество Навои, Лутфи, Бабура, Фузули, Хафиза и Джами, что несомнено способствовало развитию ее поэтического дара. Увайси рано осталась вдовой с двумя детьми, и переехала к Коканд, где вошла в круг приближенных Надиры, жены кокандского правителя Омар-хана (Умар-хана). Умар-хан благосклонно относился к поэзии, писал стихи сам, а Надира являлась одной из просвещеннейших женщин своего времени, покровительствовала искусствам и культуре, поддерживала строительство медресе и различных общественных зданий. Надира также успешно занималась литературой и поэзией. Тем не менее, отношения Увайси с просвещенной четой правителей складывались непросто. Семья Увайси периодически испытывала нужду. По приказу Умар-хана сын Увайси был отправлен в ссылку, солдатом в Кашгар. Смерть дочери Куяш лишила Увайси семьи, и поэтесса вложила все свои силы в учительство. С 1822 года овдовевшая Надира сама стала фактической соправительницей Коканда - как опекунша своего 12-летнего сына Муххамеда-Али (Мадали-хана). В это время Кокандское ханство достигло своей наивысшей точки расцвета. Вокруг Надиры собрался круг просвещённых деятелей культуры и науки, и Увайси стала одной из наиболее близких подруг жены правителя. В 1842 году Надира и оба её сына в результате политического заговора были убиты Насруллой, правителем Бухарского эмирата. Увайси пережила свою подругу и самого высокопоставленного из учеников. Дата смерти Увайси указывается в разных источниках от 1846 до 1850 года. Формы и средства лирической поэзии Увайси основаны на традициях восточной поэзии, но особенностью творчества поэтессы и вообще кокандской поэзии начала XIX века стало само возникновение такого явления, как женская поэзия. Более того, Увайси и Надира создали в узбекской литературе жанр поэзии любовной и жанр социальной женской поэзии. Поэмы и стихи Увайси посвящены как автобиографическим переживаниям любовных чувств, печальных чувств утраты и одиночества (иногда Увайси даже называют "поэтессой скорби"), так и восхвалению благородных помыслов и чувств. Любовь, дружба, уважение к женщине становятся в поэзии Увайси темами с нотками социальной критики, а ее реалистический взгляд на мир подчас исполнен горечи понимания несовершенства человеческой натуры и общественных устоев. Увайси - автор дастанов “Поэма о принце Хасане” и “Поэма о принце Хусейне”, объединяемых в книгу под общим названием “Карбаланаме”. Поэмы повествуют о имамах Хасане и Хусейне, сыновьях-близнецах халифа Али. Еще один дастан Увайси - "Жизнь Мухаммад-Али-хана" остался неоконченным. Возможно, написание стихотворного жизнеописания сына Надиры и Умар-хана, ставшего правителем Кокандского ханства, было прервано его гибелью. Увайси также оставила диван стихов, ставших классикой восточной лирики.
Рукописи Увайси находятся в Институте востоковедения имени Беруни АН Узбекистана и в библиотеке Андижанского государственного педагогического института.
Русскоязычным читателям творчество Увайси стало известным во многом благодаря переводам Сергея Иванова, которые были выпущены
значительными тиражами в Издательстве ЦК КП Узбекистана в 1970-1980-е годы. Читайте на нашем сайте: Увайси. Газели Следующая страница: Хафиз
|
© Литература Азии, 2008-2015 о проекте карта сайта что читаем |